АРХИЕПИСКОП
КОСТРОМСКОЙ И ГАЛИЧСКИЙ АЛЕКСАНДР
ПРИНЯЛ
УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ КАНОНИЗАЦИИ
ПРЕПОДОБНОГО
СТЕФАНА ФИЛЕЙСКОГО, ВЯТСКОГО ЧУДОТВОРЦА
14
июля в Вятке состоялись церковные
торжества по случаю прославления в лике
святых чтимого подвижника благочестия
Вятского края иеросхимонаха Стефана (Куртеева).
В торжествах принял участие
Высокопреосвященнейший Архиепископ
Костромской и Галичский Александр.
Преподобный
Стефан родился в 1830 г. в селе Филейки близ
Вятки в благочестивой крестьянской семье и
в святом Крещении получил имя Симеон.
Впоследствии это село вошло в городскую
черту. С юных лет отрок Симеон имел горячее
желание служить Богу, знал наизусть
множество молитв, хорошо читал священные
книги, часто бывал в храме. Особой мечтой
его было побывать на святой горе Афон,
издревле прославленной подвигами тамошних
иноков. По окончании гимназии родители
отправили Симеона на учебу в Казань, а затем
в Петербург, но мирская жизнь не привлекала
юношу. Двадцати лет отроду он оставил мир и
полностью посвятил себя Господу. Он жил в
Соловецком монастыре, затем много
странствовал, бывал в Саровском монастыре,
в Глинской пустыни, в Крыму, на Святой Земле,
дважды посещал Афон. В странствиях Симеон
вел очень скромную аскетическую жизнь,
терпел голод и холод, непрестанно молился. А
между странствиями местом своего
жительства праведник избрал родное село
Филейки. Рядом с селом в лесу он выкопал в
земле пещерку и там подвизался в уединении,
молчании и молитве. Любя книжную мудрость,
Симеон много времени посвящал чтению
духовной литературы. Сельчане, не понимая
высоких устремлений подвижника, считали
его душевнобольным, презирали его,
издевались над ним. Много скорбей и
унижений пришлось вытерпеть Симеону,
прежде чем люди признали его праведность.
Между тем Господь, по молитвам праведного
Симеона, совершал чудеса. Так, всю ночь на 4
апреля 1866 г. он провел в молитве, произнося
непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После
стало известно о покушении в этот день в
Петербурге на Государя Императора
Александра II, но
стоявший рядом с террористом крестьянин
оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не
удалось. В другой раз в селе Филейки
случился страшный пожар. Сгорело много
домов, и лишь тот дом, где в ту ночь
находился праведный Симеон, остался
нетронутым огнем. Подвижник с иконой Божией
Матери ходил по двору среди пламени и пел
акафист, и искры чудесным образом пролетали
мимо дома. Со временем люди начали почитать
Симеона за его праведную жизнь,
исключительное незлобие и доброту. Когда
стали открываться земские школы, сельчане
упросили Симеона учить их детей грамоте.
Любя детей, Симеон согласился, но учить стал
не по мирским учебникам, а по священным
книгам. Будучи человеком образованным,
праведный Симеон решился наконец писать и
собственные сочинения. Труды его на
аскетические и нравственные темы были
высоко оценены Вятским Архиереем,
Преосвященным Епископом Аполлосом, который
уговорил подвижника принять монашеский
постриг и священный сан. Так исполнилась
давняя мечта Симеона, и монашестве он
получил имя Стефан в честь святителя
Стефана Великопермского, просветителя
вятичей. Став иеромонахом, отец Стефан
продолжил свои аскетические подвиги и
служение людям в родном селе. Там своими
трудами он воздвиг церковь, основал скит. К
старцу стала собираться братия. Через
некоторое время скит был преобразован в
мужскую общежительную Александровскую
пустынь. Там 15 августа 1890 г., приняв перед
кончиной великую схиму, отец Стефан мирно
почил о Господе и был погребен в основанном
им монастыре. Могилка его рядом с Успенской
церковью всегда пользовалась большим
почитанием. Люди во множестве служили по
старцу панихиды и всегда получали по его
молитвам благодатную помощь Божию. В
советское время честные останки
преподобного Стефана были перенесены на
Филейское кладбище Вятки, а пустынька его
была разорена. Богоборческие власти
прилагали все усилия, чтобы стереть память
об отце Стефане из людских сердец, но это им
не удалось. На могилку преподобного всегда
совершалось и по сей день совершается
настоящее паломничество. Постоянно
фиксируются чудеса, совершаемые по
молитвам подвижника, в том числе
многочисленные исцеления. В 1998 г. была
чудесно обретена келейная икона
преподобного Стефана – чудотворный образ
святого великомученика и целителя
Пантелеимона с частицей его мощей. 29
октября 2001 г. Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II
благословил на основании фактов
непрекращающегося народного почитания
подвижника и чудотворений по его молитвам
совершить прославление преподобного
Стефана в лике местночтимых святых.
В торжествах канонизации преподобного Стефана в переполненном Свято-Успенском кафедральном соборе Вятки приняли участие Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф, Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архиепископ Верейский Евгений, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Этот собор был возвращен Вятской Епархии в конце 1980-х гг., и в трудах по его возвращению и восстановлению принимал непосредственное участие Владыка Александр, тогда протоиерей, секретарь Вятского Епархиального Управления. За Божественной Литургией Архиепископ Александр зачитал Деяние о канонизации преподобного. Коренной вятчанин, Владыка Александр сам с юных лет почитает преподобного Стефана и всегда посещал с молитвой его могилку. По словам Костромского Архипастыря, канонизация чтимого вятского подвижника стала для него чрезвычайно трогательным и значительным духовным событием. Теперь к преподобному Стефану Филейскому можно обращаться не только в келейных, но и в церковных молитвах. Надо было видеть, с какой глубокой, искренней и проникновенной радостью встретила Вятская земля весть о канонизации своего чтимого праведника. Также Архиепископ Александр, по благословению Святейшего Патриарха, вручил Архиепископу Хрисанфу высокую Патриаршую награду – орден святителя Иннокентия, Митрополита Московского, II степени. Этим орденом Владыка Хрисанф награжден за 25-летнее усердное служение Святой Церкви на Вятской земле в Архиерейском сане.
Иеродиакон Никита (Ефремов), Пресс-служба Костромской Епархии.